Японские синтоистские святилища

    Поделиться
    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Сб Фев 24, 2018 8:14 pm

    статья




    По всей Японии насчитывается более сотни тысяч больших и маленьких святилищ. Они являются местами поклонения божествам синто, автохтонной религии японцев.

    В синтоизме насчитывается огромное количество, букв. «восемь миллионов», или «мириады» (яоёродзу) божеств, и в каждом святилище почитают божество, имеющее особую связь с местом, где святилище расположено.

    Самые древние из святилищ основаны более двух тысячелетий назад. Территория святилища является сакральным пространством, в пределах которого находится Главный павильон (хондэн), где хранится объект, являющийся «телом божества», его материальным проявлением. Здесь есть и Павильон поклонения (хайдэн), где посетители совершают поклонение, и другие сооружения и объекты, связанные с почитанием божеств.
    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Сб Фев 24, 2018 10:04 pm

    статья

    Ворота тории


    Это вход в священное пространство святилища. (яп. 鳥居, букв. «птичий насест»)

    Эти ворота широко известны во всём мире и являются своего рода символом синтоистских святилищ. Они маркируют границу, за которой начинается сакральное пространство, поэтому, когда через них проходят, то слегка склоняют голову и совершают небольшой поклон.

    Размеры и количество ворот зависят от размеров святилища, и если их несколько, то самые большие из них являются входом в священное пространство святилища и называются «Первые тории». За ними следуют вторые, третьи и т. д.; каждые из этих ворот знаменуют приближение к святыне.

    Состоят ворота из двух колонн, на которые сверху установлена верхняя балка касаги (яп. 笠木), а под ней – перемычка нуки(яп.)., соединяющая колонны.







    Это самая распространённая форма, но в разных традициях строительства святилищ встречаются и «двойные тории» (рёбу-тории), увенчанные крышей, и «тройные тории», состоящие из трёх таких ворот, и другие. Часто их представляют выкрашенными в красный цвет киновари, но полностью красят красным тории в основном в святилищах Инари и Уса, а обычно же делают из некрашеного дерева. Чаще всего они деревянные, хотя есть немало и каменных тории. В последние годы всё больше становится также тории из других материалов – металлических, бетонных, пластиковых и т. п.

    Легенда гласит, что однажды богиня-солнце Аматэрасу рассердилась на своего брата бога грома Сусаноо за то, что тот по необузданности нрава разорил её рисовые поля, спряталась в пещере и завалила вход в неё огромным валуном. Весь мир тотчас погрузился во тьму. Перепуганные люди не знали что делать, ведь все они были обречены на гибель, если солнце не вернется озарять землю. Тогда по совету одного мудреца они возвели огромный птичий насест, на который посадили всех своих петухов. Когда птицы начали кукарекать, поднялся невообразимый шум. Аматэрасу, заинтригованная шумом снаружи, чуть отодвинула камень у входа в пещеру, чтобы посмотреть, что происходит. Напротив входа поставили зеркало, и когда Аматэрасу увидела своё отражение, мир снова озарился светом.

    Считается, что тории обозначают вход в «другой, потусторонний мир» — владения ками, где каждый пришедший может пообщаться с духами.
    Кроме того, в прошлом японцы верили, что души умерших уносят с собой птицы, которые нередко отдыхали на этих сооружениях.
    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Сб Фев 24, 2018 10:16 pm

    статья

    Дорога паломников – сандо



    Дорогу, ведущую к зданию святилища, называют Дорогой паломников – сандо, поскольку посетители идут по ней, чтобы почтить божество. Часто она посыпана гравием или вымощена камнем. Прогулка по этой дороге уже является частью паломничества, и она проходит через всю территорию. Во многих святилищах считается, что по центральной части дороги (сэйтю) ходит божество, поэтому люди проявляют к божеству вежливость и ходят по правой и левой сторонам, оставляя между собой и серединой дороги пространство.


    В старых святилищах вдоль Дороги паломников тянутся аллеи деревьев. Само святилище расположено посреди «леса божества-хранителя»тиндзю-но мори, а аллеи нужны для прохода через лес. Этот лес в синто называется химороги – «божественная ограда», и считается священным местом, куда нисходит божество. Этот лес не рубят, и палую листву никогда не убирают, и в древних святилищах он сохраняется с глубокой древности в своём первозданном виде.
    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Сб Фев 24, 2018 10:22 pm

    статья

    Симэнава


    Существуют разные варианты записи этого слова иероглифами. Это верёвка, которой огораживают объекты либо крепят к ним, чтобы указать на святость и чистоту. Иногда из верёвок выпускают концы пучков соломы или украшают бумажными вотивными фигурками сидэ. Сидэ делаются из японской бумаги (васи), которую складывают в форме зигзага молнии.

    Верёвка, которую крепят на объектах, часто толстая посередине и утоньшается к концам. Огораживающая верёвка обычно имеет одинаковую толщину по всей длине.

    Симэнава всегда украшает вход в Павильон поклонения святилища, но очень часто бывает и на воротах-тории, так что при посещении святилища при входе на его территорию вы видите тории и верёвку симэнава. Кроме того, симэнава всегда бывает на домашних алтарях камидана, которые представляют собой маленькое святилище, и используется в качестве новогоднего украшения (симэкадзари) перед входом в дом. Симэкадзари является знаком, приглашающим в дом новогоднее божество (тосигами).


    Изначально верёвку делали из пеньки, но в послевоенном законодательстве выращивание конопли было ограничено, и сейчас из-за нехватки материалов её часто делают из рисовой или другой соломы.
    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Сб Фев 24, 2018 10:28 pm

    статья

    Тэмидзуя, место омовения рук



    Когда вы проходите по сандо, Дороге паломников, то перед последними воротами тории видите место для омовения рук, тэмидзуя. Обычно там течёт чистая вода, которой ополаскивают руки и рот перед тем, как совершать поклонение. Изначально проводился обряд омовения всего тела (мисоги), а нынешняя форма сложилась в результате крайнего упрощения первоначального обряда. В святилище Исэ омовение тэмидзу проводят в водах реки Исудзугава, и в древности люди омывались водой источников или маленьких рек, протекающих по территории святилища.

    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Сб Фев 24, 2018 10:34 pm

    статья

    Комаину



    Комаину – это скульптурные изображения животных, похожих на льва или собаку, расположенные по обе стороны входа в святилище или с двух сторон Павильона поклонения (хайдэн). Они считаются защитниками святилища.

    Записывают их иероглифами, обозначающими царство Корё, существовавшее на Корейском полуострове, но прототипов комаину там нет. Предполагают, что такое название они получили потому, что эти изображения китайских «священных животных» пришли в Японию вместе с буддизмом, пришедшим из Китая во времена империи Тан (618-907) через Корейский полуостров.

    Часто они имеют форму «китайских львов» (карадзиси), и почти всегда у одного рот раскрыт, а у другого – закрыт. Вместе они как бы произносят слог «аун», который используется в буддийских мантрах и к синто отношения не имеет.

    Немало святилищ, в которых в качестве защитников используются другие животные, в зависимости от истории святилищ и божеств, почитаемых в них. Например, в святилище Мицуминэ это волк Оокути-магами, посланец божества. В святилищах Инари вместо комаину стоят лисы, в Тэммангу, где почитают божество Тэндзин, – быки, в святилище Хиэ-санно посланцами божества являются обезьяны.




    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Сб Фев 24, 2018 10:38 pm

    статья

    Хайдэн, Павильон поклонения



    Вы подошли к Павильону поклонения, тут и начинается почитание божества. Почитание совершают по упрощённому ритуалу, стоя перед павильоном, или же по полному ритуалу внутри него.

    При упрощённом ритуале бросают монету в ящик для пожертвований (сайсэнбако), звенят колокольчиком и совершают поклонение.

    Когда совершают молитву внутри Павильона поклонения, то вносят плату за «драгоценную ветвь» (тамагуси), служитель святилища совершает обряд очищения (о-хараи), читает молитвословия (норито), подносит божествам тамагуси – ветвь священного дерева сакаки с прикреплёнными к ней зигзагообразными сидэ и совершает обряд почитания божества.


    Обычно почитание божества включает два поклона, два хлопка ладонями и один поклон после этого. В некоторых святилищах существует особый ритуал – так, в святилищах Идзумо-тайся и Уса-дзингу хлопают в ладоши четырежды, а в святилище Исэ-дзингу хлопают и кланяются по восемь раз.

    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Сб Фев 24, 2018 10:52 pm

    статья


    Тамагаки – «драгоценная ограда»


    За Павильоном поклонения (хайдэн) находится Главный павильон ([i]хондэн)[/i], где почитается божество святилища. Главный павильон окружает тамагаки, «драгоценная ограда», разграничивающая «внутреннее» и «внешнее» пространство.

    Вне её – профанное, мирское, внутри же – сакральное, божественное. Количество таких оград может быть разным в зависимости от размеров святилища, самая внутренняя ограда называется мидзугаки, «водная ограда», а прочие вне её носят названия тамагаки – «драгоценная ограда», арагаки – «грубая ограда», итагаки – «дощатая ограда» и т. п.

    Только в святилище Исэ-дзингу Внутреннее святилище (найку) окружают четыре ограды, самая ближняя к найку называется ити-но тамагаки – «первая драгоценная ограда», вторая – ни-но тамагаки, «вторая драгоценная ограда», третья – соответственно сан-но тамагаки, а самая внешняя имеет название итагаки, «дощатая ограда».


    Сакаки, «божественные деревья»


    Самая древняя форма «драгоценной ограды» – это живая ограда из сакаки, «божественных деревьев». Записывают слово сакаки иероглифом , который состоит из ключа «дерево» () и иероглифа «божество (). Это не китайский иероглиф, он создан в Японии и обозначает дерево, связанное с обрядами почитания божеств. Изначально местных божеств почитали в рощах листопадных деревьев, и основной вид деревьев в такой роще считался «божественным деревом» сакаки. Дощатую ограду святилищ иногда через равные промежутки украшают «драгоценными ветвями» тамагуси – ветвями сакаки с прикреплёнными к ним бумажными полосками сидэ.

    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Сб Фев 24, 2018 11:04 pm

    статья


    Главный павильон (хондэн)




    Главный павильон (хондэн) – это основное здание святилища, где почитают божество.

    Такие здания бывают разных видов и форм, они выстроены в разных архитектурных стилях в зависимости от происхождения почитаемого божества, но есть две основных разновидности – это тайся-дзукури, стиль святилища Идзумо-тайся, и симмэй-дзукури, стиль святилища Исэ-дзингу.

    Тайся-дзукури воспроизводит форму древнего жилого дома, а симмэй-дзукури – хранилища, которые использовали в старину.

    На крыше Главного павильона бывают элементы тиги (千木) и кацуоги (鰹木). Тиги – это украшения по обе стороны конька крыши, устремлённые в небо. Кацуоги представляют собой круглые короткие брёвна, закреплённые поперёк конька, и по форме напоминают ферментированного сушёного тунца-бонито (кацуобуси).

    Есть множество архитектурных разновидностей святилищ, и самые древние по форме – те, у которых на крыше присутствуют оба этих элемента. Они символичны для святилищ и имеют важное значение.
    Это не просто украшения или элементы дизайна, в них заключён важный смысл. Тиги бывают двух типов – утисоги (内削), у которых верхний срез расположен горизонтально, и сотосоги (外削) с вертикальным верхним срезом. Утисоги венчают святилища, где почитают женское божество, а сотосоги указывают на то, что божество святилища – мужского пола.





    Кацуоги также бывают двух типов – чётные и нечётные.

    Чётные бывают на святилищах, где божество – женщина, и нечётные – у мужских божеств. Таким образом, если тиги на святилище имеют форму утисоги, то количество кацуоги – чётное, и наоборот, сотосоги соответствует нечётное количество кацуоги. Это – основное правило, справедливое практически для всех святилищ, за очень редкими исключениями.

    Немало и святилищ, где есть только Павильон поклонения, а Главного павильона нет. Особенно часто так бывает со святилищами, которые появились в древности, где через Павильон поклонения почитают «тело божества» (синтай), явленное в виде горы или дерева. Из святилищ такого типа особенно известны Оомива на горе Миваяма, главное святилище Сува-тайся на горе Мория, святилище Канасана на горе Мимуро.


    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Сб Фев 24, 2018 11:08 pm

    статья

    «Тело божества» (синтай), «божественные деревья» (симбоку)



    Внутри Главный павильон разделен на гэдзин, «внешнее пространство», и найдзин, «внутреннее пространство». Во внешнем пространстве священнослужители проводят службы, а во внутреннем, которое дальше всего от входа, хранится «тело божества» (синтай).


    «Телом божества», как мы видим на примере регалий японских императоров, бывают зеркала (чаще всего), украшения-магатама, мечи и другие предметы. Считается, что в них нисходит божество, и обычные посетители святилища никогда их не видят.

    Поскольку синто изначально является поклонением силам природы, то есть святилища, где в качестве «тела божества» почитают природные явления или объекты. Их называют по-разному – каннаби, ивакура, химороги.
    Каннаби – это особенно приметная, выделяющаяся среди других гора, которую почитают как место пребывания божеств. Наиболее известны горы Фудзи (святилище Асама), Хакусан (святилище Хакусан), Татэяма (святилище Ояма) и другие.

    Ивакура – это величественная огромная скала, которую почитают в качестве места, куда нисходит божество. Известны скалы Готогики (святилище Камикура), Мицуиси (святилище Мицуиси), Ивакура (святилище Хананоивая).

    Химороги – дикорастущий лес либо роща, а особенно выделяющиеся огромные деревья, которые считаются местом пребывания божеств. Такими являются камфорные деревья (кусуноки) в Камо (святилище Камо-Хатиман), в Киномия (святилище Сугихоковакэномикото), дзельква «дерево божества-дракона» (святилище Титибу-Имамия) и другие.


    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Сб Фев 24, 2018 11:57 pm

    статья

    Сямусё, офис святилища


    社務所

    В пределах святилища находится и административный офис. Здесь священнослужители и жрицы-мико принимают посетителей, дают пояснения о святилище и почитаемых в нём божествах, принимают заказы на моления. В лавке перед зданием святилища продаются священные амулеты синсацу, маморифуда, стрелы-амулеты хамая, обереги эма, гадания омикудзи и многое другое.

    При приобретении этих предметов не употребляют слово «купить», а говорят, что «получают» их, поскольку они являются не товарами, а предметами культа.

    Синсацу – важнейший из амулетов. Считается, что на них нисходит божество, его уносят домой и помещают в домашний синтоистский алтарь камидана. В святилище Исэ-дзингу такие амулеты называются таймафуда.
    Священное дерево - это дар, который святыня распределяет хозяевам. Его также называют находкой, и это самый важный ключ божества такого рода, который дается из святыни

    Маморифуда – это амулет-оберег, который постоянно носят при себе.

    Стрела-амулет хамая 破魔矢– это миниатюрная стрела, которую помещают в доме на видном месте. Она призвана отпугивать злых духов.


    Эма絵馬 – дощечка, на обратной стороне которой пишут просьбы к божеству, после чего подносят ему, прикрепляя в отведённом для этого месте святилища.

    Омикудзиおみくじ – это гадания, предрекающие счастливые и несчастливые события, в них часто рекомендуют, как себя вести в разных ситуациях.

    avatar
    Редактор
    Admin

    Сообщения : 3337
    Дата регистрации : 2012-05-24

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Редактор в Вс Фев 25, 2018 12:14 am

    статья


    Облачение



    Одежда священнослужителей и предметы, которыми они пользуются, обладают особым символическим смыслом. Она в своё время была завезена с материкового Китая, а после того, как Япония перестала посылать посольства к династии Тан (618-907), этот тип одежды развивался самостоятельно и приобрёл свой оригинальный вид. Сейчас японцы такую одежду не носят, её надевают только синтоистские священники. Кроме того, долгое время священниками могли быть только мужчины, поэтому до недавних пор не существовало женской одежды такого типа. Нынешняя женская одежда представляет собой модифицированную мужскую.


    Официальное облачение (икан) включает шапочку-каммури, одеяние хо и штаны хакама. Цвет и гербы различаются и зависят от ранга.

    Одежда для проведения ритуалов (сайфуку) по форме такая же, как икан, только белоснежная и без гербов. Если икан разных цветов и с гербами происходит от одежды аристократов-чиновников, то сайфуку используют только священники и она предназначена именно для ритуалов. Сайфуку также может использоваться как замена официальной одежды.

    Повседневная одежда – каригину, «охотничья одежда», или дзёэ, «чистая одежда». Каригину, о чём говорит и её название, когда-то использовалась аристократами на соколиной охоте. Она предназначена для активной деятельности. Поскольку это повседневная одежда священников, то люди могут её часто видеть в святилищах. Вместо каммури к ней надевают шапочку эбоси. Цвет штанов хакама зависит от ранга. Гудзи и гонгудзи (управляющий делами святилища и исполняющий обязанности управляющего) носят фиолетовые хакама, нэги и гоннэги (помощник управляющего, либо исполняющий обязанности помощника) – светло-синие.

    Другими непременными деталями мужского облачения является ритуальная табличка сяку и обувь асагуцу.
    Кстати, жрицы мико не являются священнослужительницами, это вспомогательная должность. Отличительная особенность их одежды – алые хакама. Они помогают в различных делах святилища. В отличие от священников, им не нужна особая квалификация, только обычно это должны быть незамужние женщины.


    Одежда жриц мико в святилище Нисиномия (г. Нисиномия преф. Хёго)

    Спонсируемый контент

    Re: Японские синтоистские святилища

    Сообщение  Спонсируемый контент


      Текущее время Пн Июн 18, 2018 6:42 pm